23 апреля '14
Минфин предлагает отменить действующую с 2011 года заградительную вывозную пошлину на автомобильный бензин, которая сегодня составляет 90% от уровня нефтяной. Ведомство намерено снизить ее в течение трех лет почти на треть — до 66%, пишут “Известия”. Это предложение содержатся в письме заместителя министра финансов Сергея Шаталова в адрес Минэкономразвития (письмо направлено на днях, копия есть у издания). Независимые владельцы автозаправочных станций (АЗС) опасаются, что такая реформа приведет к росту цен на бензин и дефициту топлива на внутреннем рынке. А ФАС обещает контролировать объем экспорта топлива и наказывать тех нефтяников, кто предпочтет вывоз бензина наполнению отечественных АЗС.
Как следует из письма Сергея Шаталова, Минфин подготовил комплексное решение по изменению размеров таможенных пошлин на ряд нефтепродуктов по поручению Аркадия Дворковича. В частности, ведомство предлагает снижать поэтапно таможенные пошлины на бензин с 90% до 84% в 2015 году, до 76% в 2016-м и в 2017-м — до 66% от ставок по вывозу сырой нефти за рубеж. Аргумент Минфина — нужно «выравнивать таможенно-тарифные стимулы для инвестирования в процессы глубокой переработки нефти, направленные на получение дизельного топлива и автомобильного бензина».
Именно 66% от нефтяной пошлина на бензин была до 2011 года, когда решением правительства на фоне резкого роста экспорта бензинов и создания дефицита на внутреннем рынке было решено ввести заградительный барьер — в размере 90% от уровня нефтяной. Это остановило бесконтрольный экспорт и наполнило топливом отечественные АЗС. Мера предполагалась как временная, и все эти годы нефтяники бомбардировали правительство просьбами снизить экспортную пошлину на бензин, мотивируя это нуждами окупаемости инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
По их мнению, с ростом пошлин на бензин по отношению к дизельному топливу (в 2014 году экспортировать дизель можно за 65% от нефтяной пошлины) стало выгоднее строить установки по производству дизельного топлива, а не мощности по производству бензина. Об этом в январе текущего года министр экономического развития Алексей Улюкаев писал первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову.
Однако Минфин заботится о том, чтобы в результате корректировки размеров таможенных пошлин на базовые масла, дистилляты и бензины из бюджета не выпали доходы. Поэтому для баланса ведомство предлагает повысить экспортные пошлины на дизельное топливо: до 66% от нефтяных вместо 65% сегодня. При этом по условиям «малого налогового маневра» с 3 января 2014 года предусмотрено поэтапное снижение таможенных пошлин на дизель с действовавших в 2013 году 66% от нефтяных до 63% в 2015 году и 61% в 2016-м.
С расчетами Минфина не согласны в Минэнерго. Представитель этого ведомства пояснил, что оно готовит комплексную позицию по изменению размеров таможенных пошлин на нефтепродукты к январю 2015 года.
Перспектива снижения таможенных пошлин на бензин не вдохновляет независимых покупателей бензина на внутреннем рынке и владельцев АЗС, у которых нет своей нефтепереработки. Даже при нынешнем уровне бензиновых пошлин экспорт его растет семимильными шагами: только в феврале 2014 года он вырос на 82,9% по сравнению с февралем 2013 года, вызвав рост оптовых цен на топливо до 14–22% с начала года, а вслед за этим и повышение розничных постепенно на 0,5–1 рубль за литр.
Начальник отдела закупок и хранения ГСМ Главного управления маркетинга и коммерции ГК «Трасса» (крупный независимый владелец АЗС в Москве и Московской области) Дмитрий Рыжков полагает, что поэтапное снижения заградительных пошлин на бензин и автомобильные товары могут привести к росту цен на топливо в внутри страны.
— Любая отмена пошлин, уравнивание, снижение всегда приводят к увеличению экспорта. Весь бензин, который производят в России, равен объему спроса. Всё, что производят, российский рынок поглощает. Если в Европе или в Азии цена на нефть повысится, то российским компаниям будет выгодно продавать ее туда. Конечно, всё будет сделано гибко, но шанс появления дефицита и, как следствие, увеличение цен, вероятен. Последние два года показали, что пошлина помогла, в том числе и независимым сетям, иметь топливо постоянно, — сказал он.
Генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Александр Гудков считает, что снижение экспортной пошлины на бензин может привести к дефициту на рынке этого вида нефтепродуктов и бесконтрольному росту оптовых цен на топливо, поскольку вырастет привлекательность его вывоза. При этом у нефтяников есть согласованные с правительством планы по модернизации НПЗ и увеличению производства нефтепродуктов, в которые компании уже вложились. Причем многие сделали это еще до повышения фискальной нагрузки на бензин. Если пошлину не снижать, через несколько лет мы можем получить вместо «рынка продавца бензина» «рынок покупателя», когда возникнет профицит топлива внутри страны.
По мнению Дмитрия Махонина, начальника управления контроля ТЭКа Федеральной антимонопольной службы (ФАС), заградительные пошлины на бензин обеспечивают стабильную ситуацию по наполнению топливом внутреннего рынка.
— Нужно несколько раз взвесить планы по отмене таких пошлин. Хотя со временем повышенные пошлины должны уйти, поскольку уже сейчас они имеют фискальный характер. Во временем планируется снижать такие пошлины в пользу роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если решение об отмене заградпошлин на бензин будет принято на уровне правительства, мы будем тщательно следить за наполнением топливом внутреннего рынка. Приоритет поставок бензина в Россию над его экспортом регламентирован торговыми политиками нефтяных компаний, которые они согласовали с ФАС. Резкий рост экспорта нефтепродуктов при нормальной ценовой конъюнктуре и равнодоходности внутреннего рынка будет считаться изъятием товаров с рынка и наказываться по всей строгости нарушений антимонопольного законодательства в виде оборотных штрафов от 1 до 15%.
В «Лукойле», «Башнефти», «Газпром нефти» и «Роснефти» от официальных комментариев отказались.
Источник «Известий» в одной из крупных нефтяных компаний дал понять, что пошлины на бензин вводились в условиях дефицита топлива и было бы неправильно привязывать их сейчас к уровню пошлины на дизельное топливо.
Собеседник в «Башнефти» отмечает, что, оценив существенно уменьшившиеся объемы экспорта бензина с 2011 года, фискалы решили простимулировать вывоз нефтепродуктов, поскольку через несколько лет производство бензина в РФ вырастет быстрее внутреннего спроса.
— Топливо будет некуда девать. Поэтому мера Минфина сбалансирована: и бюджет получит дополнительные средства от экспортных пошлин из-за увеличения объема экспорта бензина, что не приведет к резкому выпадению его доходов, и у нефтяников вырастет рентабельность проектов в переработке. Пока же цены бензина на АЗС не догоняют даже реального размера инфляции и индекс роста цен на товары потребительской корзины.
Заместитель председателя комитета по энергетической политике Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Станкевич считает, что снижение пошлин на вывоз бензина будет способствовать росту производства качественного топлива с высокой добавочной стоимостью. А его излишний вывоз пресекут антимонопольные органы. Сейчас же наши заводы в основном настроены на производство темных нефтепродуктов.
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил, что ведомство подготовило предложения по изменению таможенных пошлин на бензин, базовые масла, газовую нафту и дизельное топливо, уточнив, что это один из вариантов реформы и он еще будет обсуждаться с другими профильными ведомствами. Ранее он говорил журналистам, что второй вариант — это «большой налоговый маневр» с резким снижением таможенных пошлин на нефтепродукты до уровня пошлин Казахстана и серьезным ростом НДПИ. Но такая рокировка возможна лишь в случае, если партнеры России по Таможенному союзу — Белоруссия и Казахстан — не пойдут на продление ограничений объемов по беспошлинному ввозу-вывозу нефтепродуктов из РФ на территорию этих стран.