Новые проекты атомных электростанций и их строительство всегда привлекали к себе массу внимания. Причем, количество сторонников и противников было приблизительно одинаковым. После историй с Чернобылем и Фукусимой, познакомившись с тем, насколько «мирный атом» может быть агрессивным и нести необратимые последствия для человечества, вопросы о строительстве новых АЭС стали в разы острее. У общественности и экологов проект Навашинской АЭС в Нижегородской области всегда вызывал массу вопросов. И вот в конце января этого года он снова обратил на себя внимание новым провалом… карстовым. Сейчас — поподробнее.
В «Росатоме» заявляют о необходимости постройки станции именно на этой территории, потому как в скором времени Нижегородская область, а также Владимирская и город Муром, могут столкнуться с энергодефицитом промышленной зоны. Специалисты подсчитали, что уже к 2020 году потребность региона в электроэнергии возрастет до 6,2 — 6,8 ГВт., где дефицит составит 4,2 ГВт.
АЭС планируют расположить в Навашинском районе Нижегородской области. Площадка находится в 1 км. западнее села Монаково, возле автодороги Муром-Нижний Новгород. Станция вместит три или четыре энергоблока, общая мощность которых будет приближаться к 4 000 МВт.
Новость о том, что их ближайшим соседом скоро станет «мирный атом», распространила среди местного населения настоящую эпидемию «атомобоязни». На территориях, прилегающих к запланированной строительной площадке частым явлением стали периодические акции и митинги протеста, направленные на остановку строительства. В городе Муроме собрали и отправили во многие государственные инстанции более 60 тыс. подписей против строительства АЭС, все сильнее разворачивает свою работу движение «Нет — строительству АЭС в Монаково!».
Представители «Росатома» и многие государственные чиновники на эти выступления официально заявляют, что тревога является напрасной, потому что все необходимые требования безопасности соблюдены в полной мере. Общую радиационную безопасность при эксплуатации Навашинской станции обеспечивают грамотные конструктивно-технологические и организационные мероприятия, направленные на исключение утечки радиоактивных веществ за пределы рабочих контуров или же локализацию в случае, если таковой факт произойдет.
Специалистами-проектировщиками утверждается, что Навашинская АЭС представляет собой новый, продуманный во многих планах проект, безопасность которого соответствует всем европейским и мировым стандартам. Вероятность запроектной аварии они оценивают, как шанс «один на миллион» или «один на пять миллионов». Но допуская вероятность аварии, автоматически признается потенциальная опасность АЭС. А последние события показали, что в действительности катастрофы на атомных станциях происходят гораздо чаще, чем гарантирует их вероятность.
Естественно, что если вопрос связан с производством, несущим глобальные последствия для сотен тысяч людей и сотен тысяч километров земли и всего живого, нужно тщательнейшим образом подходить к определению места такого объекта. Этот факт доказали события на АЭС «Фукусима», когда станция, которая непродуманно была размещена в зоне тектонической подвижности на береговой линии океана, оказалась совершенно незащищена перед природными силами.
Определяющими факторами при выборе площадки под строительство Навашинской АЭС стали развитость в этой местности железнодорожной инфраструктуры и близость промышленного комплекса, что в свою очередь позволит сделать перспективное обоснование инвестиций и сократить капитальные затраты.
Экологи называют выбор места и проект данной станции не иначе, как авантюрой, потому что в мировой практике нет случаев постройки АЭС при сочетании такого фактора рисков, которые представлены в данной ситуации.
Дело в том, что площадка Монаково располагается на правом берегу Оки в Окско-Тешском муждуречье. А почвенный и груновый состав этой местности инженеры-карстологи характеризуют как окский правобережный карст – известный в научной среде, как феномен географии южной части Нижегородской области.
Если говорить простым языком, то карст, представляет собой нестабильную подвижную почву с крайне непредсказуемым поведением. В связи с разными причинами в грунте, подверженном карсту, формируются пустоты и полости, которые могут соединяться друг с другом и образовывать провалы различных размеров.
Ученые Муромского института Владимирского государственного университета уже много лет исследуют грунты вблизи Монаково и пришли к выводу, что они представляют собой сложные карстовые структуры, с большим риском возникновения провалов, воронок, негативной динамикой движения подземных вод.
В Нижегородской области случаи образования больших карстовых провалов с огромной глубиной происходили уже не один раз. Примером тому может послужить провал диаметром в 90 метров в 1957 году возле деревни Венец Сосновского района, что в 45 км. от площадки, также провал диаметром в 45 метров в 2005 году возле деревни Болотниково в 11 км от площадки. В результате последнего в течение нескольких часов полностью пропала вода из озера, которое в своей основе тоже имеет карстово-провальное происхождение.
Помимо этого, нужно учитывать и тот факт, что при строительстве и эксплуатации АЭС, могут возникнуть дополнительные техногенные воздействия на окружающую среду, которые имеют опасность активизации динамических карстовых пород.
История имеет пример строительства атомных энергоблоков на похожих породах. Но его нельзя назвать удачным. Это – строительство Ровенской АЭС на Украине. В этом случае наличие активных карстовых пород обнаружили при строительстве по причине недостаточных и некачественных инженерно-изыскательных работ на подготовительном этапе. Риски удалось снизить путем проведения крупномасштабных защитных мероприятий, которые увеличили стоимость строительства в несколько раз. Но в данной ситуации есть существенное отличие – тут имели дело с меловым карстом, а при условиях развития карбонатно-сульфатного карста, как на территории Монаково, АЭС не проектировались нигде в мире, потому что этот карст во много раз опаснее мелового.
Вот что говорят ученые и исследователи по данному вопросу.
Андрей Ожаровский, инженер-физик, эксперт экологического объединения «Беллона», эксперт Программы по ядерной и радиационной безопасности Международного Социально-Экологического Союза (СоЭС): «Для строительства АЭС выбрано не самое удачное место. Навашинский район — территория, на которой не завершены геологические карстовые образования. В мире никто не строит атомные станции на карстах, это будет эксперимент. Надо сказать, что карст намного опаснее, чем землетрясение. Реактор обычно размещают на забетонированной площадке. И это спасает во время землетрясений, но совершенно не защищает от карста. Нижегородская область может повторить фукусимский сценарий».
Также он проинформировал общественность о результатах исследования, сделанных австрийскими учеными, которые в целях государственной экологической безопасности Австрии, проанализировали более 200 реакторов в Европе, в том числе и проект АЭС в Монакво: «Австрийские ученые не рассматривали самый страшный сценарий - взрыв реактора, они составляли прогнозный анализ того, что будет, если случится тяжелая авария, выход из строя парогенератора. Масштаб бедствия в этом случае напрямую связан с погодными условиями. Например, направлением и силой ветра, от дождя или снега тоже зависит очень многое. Позитивного сценария в этом случае не может быть в принципе, но возможны варианты. Может потребоваться немедленная эвакуация людей, потому что все вредные вещества выпадут в одних каких-то населенных пунктах. Могут эти вредные вещества «размазаться», тогда эвакуация не потребуется, но сельхозпродукция, выращенная на этих территориях, будет непригодна в пищу. Австрийские ученые брали один из дней 1995 года, рассматривали точную погоду того дня. Даже при самых благополучных погодных условиях ситуация будет близка к Чернобыльской».
Асхат Каюмов, директор экоцентра «Дронт» отметил, «что АЭС планируется строить на участке, где на гипсовых отложениях, подверженных карстовым явлениям, имеется глиняная прослойка глубиной 50-60 метров». «АЭС дает гораздо большую статическую нагрузку на грунт, чем стандартные сооружения. Работа турбин добавит к этому вибродинамическую нагрузку, что неизбежно усилит карстовые процессы», — сообщил эксперт. Спутниковые данные подтверждают заключения ученых: в данном районе на 100 кв.м. зафиксировали 650 провалов различной величины.
В свою очередь заместитель генерального директора «Концерна Энергоатом» Сергей Бояркин с уверенностью заявлял, что площадка для строительства Навашинской АЭС досконально исследована и образование карстовых провалов на ней совершенно исключено. Исследования проводят уже 6-й год, в ходе которых учеными было пробурено полторы сотни скважин, взяты более тысяч проб воды из подземных источников. Энергоболоки и коммуникации планируют разместить на территории площадью в 340 гектаров, а там находятся пласты глины, толщиной в 80 метров. Изменений на этой площади не было как минимум с ледникового периода. В общей сложности гарантия на безопасность площадки инженерами-атомщиками дается в 10 тысяч лет.
Совсем недавно новое происшествие в этом районе словно поставило все эти утверждения под сомнение. В конце января нынешнего года в деревне Чудь Навашинского района произошел новый карстовый провал. Под землю ушел пласт поверхности возле жилых построек, образовав воронку, куда с легкостью поместится 8-этажный дом. Вот как описывают происходящее местные жители:
«Этот провал уже не первый, — говорит Надежда Казнинская. Ходила смотреть, котлован огромный. Близко к нему подходить страшно. Стены отвесные, дна не видно. До дома осталось метра полтора, не больше. Весной, когда начнется оттепель, наверняка дом не устоит».
« Яма стала в два раза глубже, чем была прежде. Первый провал на этом месте произошел лет 17 назад, — делится впечатлениями селянин Юрий Семенов. — Потом земля проваливалась на этом месте еще раз. Яма образовалась размерами с пруд. И вот теперь — третий. У нас на огороде тоже есть яма такого же происхождения, но она конусная, а у этой стенки отвесные. Вид ужасающий».
«Ночью не было слышно никакого шума, — рассказывает один из сельчан. – Только собаки громко лаяли. Провалы у нас не редкость, мы привыкли к ним, но сейчас действительно боимся, что вся деревня исчезнет в пропасти».
«Конечно, страшно жить в нашей деревне, — признается коренная жительница. — А куда деваться? Утешает, что наш дом в низине – напротив пруда. Может, здесь земля не провалится. А летом, когда ходим за грибами, всюду видим ямы на полях. Не так давно вблизи дороги между Чудью и Монаковом произошел глубокий обвал».
Служащие Поздняковской администрации рассказали, что карстовые аномалии на их площади далеко не редкость. Можно вспомнить не один случай, когда на территории сельской администрации уходили под землю то приусадебные участки, то дворовые постройки. А в самом Позднякове трещину дал Дом культуры.
Как планировали первоначально, строительство Навашинской АЭС должно было начаться в конце 2014 года. Но впоследствии эти сроки передвинули на несколько лет. Думаете, росатомщики прислушались к выступлениям и просьбам местных жителей или их испугали коварные карсты и доводы ученых? Совсем нет. Это связано только с тем, что начался активный процесс модернизации существующих АЭС, и в данный проект надо внести изменения. А Нижегородская станция по-прежнему включена в схему планирования РФ в отрасли энергетики до 2030 года. На том же самом месте.
Также смотрите:
Похожие новости: