11 апреля '14
ФАС предлагает разрешить независимым газопроизводителям строить собственные подземные газохранилища (ПХГ). Сейчас такое право имеет только “Газпром”. Как рассказал заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, ФАС считает нецелесообразным введение госрегулирования цен на хранение газа в ПХГ “Газпрома” и альтернативой этому видит демонополизацию этого рынка, пишут “Известия”.
- Вводить госрегулирование цен на хранение газа в уже существующих хранилищах не нужно, хотя совсем без контроля позволять “Газпрому” устанавливать цены на хранение газа для конкурентов, оставаясь монополистом, тоже нельзя. Нужно разрешить добывающим газ компаниям, не входящим в структуру “Газпрома”, также строить свои подземные газохранилища. Однако это не получится сделать быстро. Для того чтобы идея стала реальной, потребуется внести изменения в Генеральную схему развития газовой отрасли и утвердить Правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе (ГТС) “Газпрома” для независимых производителей. Кроме того, необходимо проработать правила диспетчеризации газа, который может храниться в новых ПХГ, и условия его поступления в ГТС, – сказал Анатолий Голомолзин.
Он также дал понять, что ФАС выступает за предоставление независимым газопроизводителям права участвовать в экспорте трубопроводного газа, но только через единый канал “Газпрома” по контрактам с газовым монополистом, и вопрос цены такого газа должен обсуждаться отдельно по каждому предприятию.
Ранее независимые газопроизводители обращались в правительство с просьбой установить единые правила доступа к подземным газохранилищам “Газпрома” и ввести госрегулирование цен на услуги ПХГ. Соответствующие письма на имя вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича направляли руководители НОВАТЭКа и “Роснефти” Леонид Михельсон и Игорь Сечин. По словам источника, чиновника Федеральной службы по тарифам (ФСТ), цена на хранение газа в ПХГ, принадлежащих “Газпрому”, для дочерних структур компании отличается на 30-35% от цены для независимых газопроизводителей в меньшую сторону и составляет примерно 44,5 рубля за 1 тыс. кубометров газа в месяц.
Нефтяники жаловались в правительство на высокие темпы роста тарифа на хранение газа.
- Тариф на подземное хранение у нас вообще никем не регулируется – как “Газпром” хочет, так и назначает. Если взять последние 6-8 лет, транспортный тариф вырос на 160-170%, а тариф на ПХГ – на 210-220%, – отмечали они.
Сегодня “Газпром” является монопольным владельцем газотранспортной системы, куда входят и подземные хранилища газа. Компания самостоятельно определяет, в каком объеме пускать туда газ сторонних производителей и по какой цене. По словам чиновника ФСТ, “Газпром” выступил против предоставления скидки независимым газопроизводителям и против регулирования цен на хранение газ а .
В “Газпроме” официально сообщили, что не возражают против строительства независимыми газопроизводителями собственных подземных газохранилищ.
- Да пусть строят. Во-первых, под такие проекты нужно правильно выбрать площадку, найти специалистов. На бумаге это легко, но каждое газохранилище требует серьезных финансовых вложений как в строительство, так и в поддержание работы, а окупается лишь при значительном объеме загрузки сырьем и своевременной транспортировке объемов газа по газотранспортной системе, – заявил источник в монополии.
Не жаждут воплощать инициативу антимонопольщиков в жизнь и сами нефтяники.
- Строительство собственных подземных газохранилищ – бессмысленное мероприятие при условии отсутствия четких и долгосрочных договоренностей по транспортировке этого газа: его закачке в обе стороны. А у самого “Газпрома” планы по развитию газотранспортной системы есть лишь на ближайший десяток лет. А тут нужно мыслить параметрами окупаемости и развития бизнеса ПХГ как минимум на период трех десятилетий сразу. Небольшие газохранилища малорентабельны, а для строительства крупных нужно сосредоточить существенные запасы газа в одном месте, что проблематично. Вряд ли нефтяники будут глобально пользоваться таким правом, если им егодать, – считает собеседник в “Лукойле”.
По словам официального представителя “Роснефти”, компания внимательно следит за развитием ситуации.
- Подземные хранилища газа являются неотъемлемой частью единой системы газоснабжения России и должны подлежать государственному регулированию как в отношении доступа, так и в отношении тарифов. Сейчас регулирование практически всех аспектов функционирования ПХГ (доступ, режимы закачки /отбора газа, а также тарифы на закачку, хранение и отбор газа для независимых производителей) осуществляется “Газпромом” самостоятельно. При этом в последние годы тариф рос опережающими темпами. Тариф на услуги ПХГ должен устанавливаться на одинаковом уровне, как для независимых производителей, так и для дочерних обществ “Газпрома”, и иметь самостоятельное ценообразование. Включать тариф на пользование ПХГ в тариф на транспортировку газа нецелесообразно, поскольку это будет перекладывание части затрат на добывающие общества, не использующие ПХГ, – отметил источник в “Роснефти”.
По его мнению, государственное регулирование тарифов на услуги по подземному хранению газа может ограничить необоснованный темп роста тарифов и создать более привлекательные условия по использованию хранилищ, что позволит независимым производителям регулировать сезонную неравномерность газопотребления, обеспечивать гибкость и стабильность поставок газа, и в целом положительно повлияет на развитие рынка газа в России.
Эксперты уверены, нефтяникам невыгодно строить собственные мощности по хранению газа, поэтому вряд ли они воспользуются таким правом, даже если его дать, особенно при сохранении нынешних “правил игры” в области транспортировки газа.
По мнению аналитика по нефтегазовому рынку Sberbank CIB Валерия Нестерова, нелогично разрешать строить подземные газохранилища, сохраняя монополию “Газпрома” на газотранспортную систему.
- Сейчас в России существует 25 газохранилищ общей мощностью 65 млрд куб. м газа и строятся еще как минимум три новых. Стоимость строительства газохранилища мощностью 1 млрд куб. м газа в Европе стоит $160 млн, а в условиях российских реалий обойдется еще дороже. При этом газохранилища даже такого объема могут показаться слишком крупными для конкурентов “Газпрома”, а мощности меньшего объема могут не окупить себя, поскольку на мелких проектах пропадает “эффект масштаба”, – объясняет он. – Затраты на их строительство при этом не сильно сокращаются по сравнению с крупными проектами и обойдутся заказчикам в десятки миллионов долларов. При этом у независимых газопроизводителей останется задача поставки этого газа в трубопроводы “Газпрома”.