В преддверии консолидации своих энергокомпаний “КЭС-Холдинг” Виктора Вексельберга диверсифицирует структуру владения ими, привлекая дружественных партнеров. Они призваны помочь холдингу перевести активы на единую акцию, избежав возможных ограничений ФАС и выкупа акций у миноритариев, пишет “Коммерсантъ”.
Подконтрольная “КЭС-Холдингу” энергокомпания ТГК-5 сообщила, что кипрский офшор Merol Trading в сентябре 2013 года увеличил долю в ней с 11,15% до 29,11%. Одновременно ТГК-9 (также контролируется КЭС) вышла из состава акционеров. При этом в ноябре доля Integrated Energy Systems Ltd (владеет 100% ЗАО “КЭС”) в ТГК-5 выросла с 19% акций до 23,15%, а самого ЗАО “КЭС” — с 21,18% до 24,18%. ТГК-9 приобрела пакет ТГК-5 у государства прошлым летом, чтобы облегчить консолидацию активов. В сентябре ТГК-9 “получила выгодное предложение” от Merol Trading, объясняют в КЭС.
При этом ТГК-9 не выставила оферту миноритариям ТГК-5. Основной акционер обязан был сделать это еще летом, поскольку превысил долю в 50% (суммарно доля структур “Реновы” Виктора Вексельберга, в том числе КЭС, в ТГК-5 составляла около 72%). Крупнейшим миноритарием ТГК-5, по неофициальной информации, является фонд Prosperity Capital с долей в 5% (там от комментариев отказались). Формально сделка с Merol Trading не избавляет КЭС от обязательств по оферте. Но, как говорит глава корпоративной практики Sameta Ольга Сницерова, исходя из судебной практики, миноритариям не удастся добиться оферты через суд после перепродажи пакета.
Источники в отрасли называют Merol Trading “дружественной” “Ренове”, поясняя, что офшор контролируют “израильские инвесторы, давно знакомые с Виктором Вексельбергом”. Компания уже стала крупным акционером всех энергокомпаний, входящих в “КЭС-Холдинг”. Осенью Merol частично выкупила у “Интер РАО” пакеты ТГК-6 и ТГК-7, увеличив долю в них до 24% и 24,65%. В ТГК-9 Merol Trading уже принадлежало 16,38%. Также доли “Интер РАО” (12,7% ТГК-6 и 17,3% ТГК-7) выкупала Lygendor Enterprises Ltd, представляющая интересы фонда Access Industries партнера Виктора Вексельберга Леонарда Блаватника.
Merol и Lygendor должны стать партнерами “Реновы” при переходе на единую акцию и консолидации ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9, говорил Виктор Вексельберг в сентябре 2013 года. Он рассчитывал завершить процесс в течение года. Из миноритариев, которые могли бы помешать консолидации, в КЭС остается только Prosperity Capital: его сотрудники представляют в совете директоров ТГК-6 офшор Jamica Limited (19,53%), сообщает источник в отрасли. Но без блокпакета повлиять на решения о консолидации сложно.
У Виктора Вексельберга были средства, чтобы выкупить доли в ТГК перед консолидацией, в марте 2013 года он получил $7 млрд от продажи “Роснефти” акций ТНК-ВР. Но увеличение долей КЭС и структур холдинга могли бы вызвать вопросы у ФАС, поясняет источник в отрасли. При проведении сделок “Ренова” рисковала получить поведенческие условия в рамках работы на оптовом энергорынке из-за возможности оказывать определяющее влияние на цены в некоторых зонах, подтверждает начальник управления контроля электроэнергетики ФАС Виталий Королев. В 2013 году КЭС уже получили от службы предписание в рамках плана объединения активов на базе ТГК-7, но в холдинге утверждают, что эта схема не окончательна, центром консолидации может стать и ТГК-9. На базе последней КЭС также уже хотели объединять активы в 2011 году, но ФАС тогда предписала сократить долю холдинга в ТГК-6 или ТГК-7 до менее 50%. В этот раз КЭС подготовились лучше, формально их доля в ТГК-6 — 31,56%, в ТГК-7 — 24,86% акций, в ТГК-5 — 47,33%.
ФАС в последние два года активно отстаивает конкуренцию на энергорынке и заблокировала несколько крупных сделок, поэтому наращивать долю “Ренове” сложно, отмечает Владимир Скляр из “Ренессанс Капитала”. Текущая структура собственности во всех ТГК КЭС сейчас схожа, и после перехода на единую акцию структуры “Реновы”, Merol и Леонарда Блаватника сохранят похожие доли в новой компании, считает он, а затем партнеры Виктора Вексельберга могут монетизировать свои пакеты.
Также смотрите:
Похожие новости: